I Тимофею
Глава
6
1 Рабы, под игом находящиеся, должны почитать господ своих достойными
всякой чести, дабы не было хулы на имя Божие и учение.
2 Те, которые имеют господами верных, не должны обращаться с ними
небрежно, потому что они братья; но тем более должны служить им, что они
верные и возлюбленные и благодетельствуют им. Учи сему и увещевай.
3 Кто учит иному и не следует здравым словам Господа нашего Иисуса
Христа и учению о благочестии,
4 тот горд, ничего не знает, но заражен страстью к состязаниям и
словопрениям, от которых происходят зависть, распри, злоречия, лукавые
подозрения.
5 Пустые споры между людьми поврежденного ума, чуждыми истины, которые
думают, будто благочестие служит для прибытка. Удаляйся от таких.
6 Великое приобретение - быть благочестивым и довольным.
7 Ибо мы ничего не принесли в мир; явно, что ничего не можем и вынести
из него.
8 Имея пропитание и одежду, будем довольны тем.
9 А желающие обогащаться впадают в искушение и в сеть и во многие
безрассудные и вредные похоти, которые погружают людей в бедствие и
пагубу;
10 ибо корень всех зол есть сребролюбие, которому предавшись, некоторые
уклонились от веры и сами себя подвергли многим скорбям.
11 Ты же, человек Божий, убегай сего, а преуспевай в правде,
благочестии, вере, любви, терпении, кротости.
12 Подвизайся добрым подвигом веры, держись вечной жизни, к которой ты и
призван, и исповедал доброе исповедание перед многими свидетелями.
13 Пред Богом, все животворящим, и пред Христом Иисусом, Который
засвидетельствовал пред Понтием Пилатом доброе исповедание, завещеваю
тебе
14 соблюсти заповедь чисто и неукоризненно, даже до явления Господа
нашего Иисуса Христа,
15 которое в свое время откроет блаженный и единый сильный Царь
царствующих и Господь господствующих,
16 единый имеющий бессмертие, Который обитает в неприступном свете,
Которого никто из человеков не видел и видеть не может. Ему честь и
держава вечная! Аминь.
17 Богатых в настоящем веке увещевай, чтобы они не высоко думали о себе
и уповали не на богатство неверное, но на Бога живаго, дающего нам все
обильно для наслаждения;
18 чтобы они благодетельствовали, богатели добрыми делами, были щедры и
общительны,
19 собирая себе сокровище, доброе основание для будущего, чтобы
достигнуть вечной жизни.
20 О, Тимофей! храни преданное тебе, отвращаясь негодного пустословия и
прекословий лжеименного знания,
21 которому предавшись, некоторые уклонились от веры. Благодать с тобою.
Аминь.
О
рабах (1-2). Против стремления к обогащению (3-16). Увещания к богатым
(17-19). Заключение послания (20-21).
1-2 Апостол не идет против сложившихся в обществе отношений, по которым
все общество разделялось на господ и рабов. Он увещевает рабов-христиан
повиноваться господам показывать им почтение, чтобы не опорочивалось в
глазах язычников христианское учение, как будто ведущее своих
последователей к уничтожению признанных законами государства отношений.
Еще с большим усердием имеют основание служить рабы-христиане своим
господам - христианам, потому что эти последние, конечно, относятся к
своим рабам с любовью. Ср. 1Кор.7: 21, 22.
3-5 Есть люди, которые иначе себе представляют задачу христианства. Они
думают, что Христос пришел изменить социально-экономические порядки
жизни, дать богатство нищим. Но говорить так о христианстве - значит
вовсе не понимать его. Отчего же иные высказывают подобные мысли?
Оттого, что сошли с истинного пути и повредились умом. Здесь мы имеем
ясное опровержение той мысли, будто бы христианство и социализм - одно и
то же.
6-8 Нет, христианство хочет сделать людей благочестивыми и довольными
своим положением (ср. Мф. VI:33). И в самом деле, как мы не принесли с
собою в земную жизнь ничего - никакого имущества, так и не возьмем
ничего с собою, умирая. К чему же чрезмерно интересоваться приобретением
того, что имеет только временное значение? Довольно с нас, если мы будем
иметь только самое необходимое для существования.
Пища и одежда - символы всего потребного для существования.
9-10 Тот же, кто решил (а желающие - oi de boulomenoi) приобрести себе
богатство, подвергается разного рода искушениям; в нем пробуждаются
разные похоти, влекущие человека к нравственной гибели. Многие,
стремившиеся к обогащению, уже отступили от веры, потому что богатство
натолкнуло их на другой путь - они стали безвозбранно удовлетворять все
свои, часто нечистые, желания.
11 Тимофей, как христианин, стоит в тесном общении с Богом (человек
Божий). Поэтому его единственное богатство в Боге - денег искать ему не
для чего. Его стремление должно быть направлено на приобретение
добродетелей, которых Ап. Павел здесь насчитывает шесть.
Правда - вообще правильные отношения к Богу и людям (Мф. V:20).
Благочестие - благоговение пред Богом.
Вера - как утешающая во всяких скорбях и выражающаяся в твердом
исповедании.
Любовь - чрез которую обнаруживается вера.
Терпение - которое проявляется в перенесении страданий.
Кротость - когда человек без огорчения принимает даже оскорбления.
12 Вера, которая сама уже родилась не без борьбы в человеке, требует для
своего утверждения также борьбы против различных искушений. Наградой за
такую борьбу, составляющей предмет стремлений для всякого доброго
христианина, явится вечная жизнь, к достижению которой Тимофей и призван
чрез Евангелие и желание получить которую он засвидетельствовал при
своем вступлении в Церковь, принимая св. крещение, в присутствии многих
свидетелей, которые слышали читанное им исповедание веры. Апостол
называет это исповедание добрым или прекрасным, как выражающее ясное
убеждение в существовании загробного блаженства со Христом.
13-14 Чтобы еще более укрепить Тимофея в неуклонном благочестии, апостол
поставляет его пред лицом Самого Бога, все животворящего и следовательно
могущего возвратить Своему рабу жизнь, которой он может лишиться за
твердое исповедание веры. Поставляет апостол Тимофея и пред лицом
Христа, Который пред неверующим Пилатом твердо заявил Свое исповедание о
Себе как о Сыне Божием. В конце концов апостол указывает Тимофею, что
тот должен хранить данную ему от апостола заповедь до самого явления
Христа на землю. Некоторые говорят, что апостол здесь имеет в виду
смерть Тимофея (Полянский), но такое понимание представляется очень
неподходящим к прямому смыслу выражения: "даже до явления Господа нашего
Иисуса Христа". Апостолу не была чужда мысль о возможности дожить до
второго пришествия Христова. См. Кол. III:3, 4; 1 Фес. IV: 17.
15-16 Явление Христа совершится в свое, для этого определенное от Бога
время (ср. Деян I:7). Бог называется здесь "блаженным" в
противоположность земным владыкам, которые нередко принуждены
подвергаться разного рода страданиям. Он есть единый сильный (dunasthV),
потому что, собственно говоря, все прочие владетели сами по себе, без
Бога, бессильны (Пс. CLXV:3) и вполне зависят от Бога. Наравне со всеми
людьми они подлежат и закону смерти, от которой свободен только Бог. Он
есть единый бессмертный в собственном смысле этого слова, в силу Своей
собственной природы: все другие живые существа, даже Ангелы, имеют
бессмертие, какое получили при своем происхождении от Бога. К Богу
нельзя приблизиться и Его узреть - конечно, обыкновенными очами
(визионарное видение Бога здесь не имеется в виду). Все это апостол
говорит для того, чтобы убедить Тимофея с твердостью переносить всякие
испытания, какие ему Бог пошлет, в особенности же убедить его, чтобы он
не боялся земных владык, которые пред Богом - ничто.
17-19 Здесь апостол обращается к тем, которые уже успели обогатиться.
Такие люди не должны гордиться приобретенными богатствами, а смиренно
сознавать, что их богатство есть дар Божий. Не должны они видеть в
богатстве что-то прочное: богатство неверно, т. е. скоро исчезает.
Истинное богатство или, правильнее, довольство дает только Бог, Который
посылает нередко людям даже и нечто лишнее против необходимого для того,
чтобы они иногда могли найти в жизни для себя удовольствия, конечно,
вполне невинные (ср. Деян XIV:17). Богатые должны заботиться о том,
чтобы и другим жилось хорошо, делиться с неимущими своими средствами:
чрез это они приготовляют себе сокровище вечной жизни (ср. Мф. VI:20;
XIX:21).
20-6:21 Послание свое апостол заключает приглашением, обращенным к
Тимофею, чтобы он хранил преданное ему чистое евангельское учение,
отвращаясь от пустых споров, которые некоторых уже привели к отпадению
от веры (см. I:4-7).